Илья Широкоброд: в борьбе за клиента прошлые заслуги не помогут
Как чувствует себя в сегодняшних экономических условиях рынок железнодорожной продукции рассказал вице-президент по продажам и логистике металлургической и горнодобывающей компании Евраз Илья Широкоброд
— В первом квартале производство железнодорожной продукции Евраза в России выросло на 25%, в основном благодаря повышению спроса со стороны РЖД. Свидетельствует ли это, по вашему мнению, о начале восстановления российской экономики?
— Мы действительно видим оживление на рынке, в первую очередь строительного проката, — наступил сезонный рост спроса. Увеличение объемов производства железнодорожной продукции связано с двумя факторами. Во-первых, выросли отгрузки в адрес РЖД: монополия начала масштабную ремонтную программу, модернизацию ключевых магистралей. Проект солидный, своевременный и, безусловно, необходимый стране. Во-вторых, мы расширили экспортные продажи — в первом квартале отправили рельсы в страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока, а также СНГ.
— Евраз долгое время был единственным поставщиком рельсов для РЖД, пока в июне 2015 года Мечел не получил сертификат на поставку РЖД 100-метровых рельсов. Вы видите для себя угрозу в связи с появлением конкурента?
— Не угрозу, но определенный вызов — да. Наше партнерство с РЖД продолжается, оно закреплено пятилетним договором, и в этом году мы ожидаем, что наши отгрузки увеличатся. Рельсовое производство Евраза сейчас загружено на 100%. Безусловно, конкуренция мотивирует: мы понимаем, что должны постоянно развиваться, ведь в борьбе за клиента прошлые заслуги не помогут. Мы продолжили совершенствовать качество продукции: работали над чистотой стали, режимами прокатки, скоростью отгрузки, и по всем фронтам серьезно продвинулись. Всероссийский научно-исследовательский центр подтвердил, что у наших рельсов при наработке более 750 млн т брутто нет дефектов, которые привели бы к изъятию. Это позволило нам более чем на 50%, до 700 млн т брутто, повысить гарантию на рельсы для РЖД, а также расширить набор рассматриваемых дефектов. Сегодня гарантия, которую предоставляет Евраз, беспрецедентна в мировой практике.
— Ваша компания начала поставки рельсов в Латинскую Америку. Это для вас премиальный рынок? Рынков сбыта с меньшим плечом перевозок не нашлось?
— Прежде чем выходить на иностранные рынки, мы провели серьезную оценку: смотрели на динамику развития инфраструктуры и спроса на рельсы, наличие местных производителей, конкурентов, оценивали логистику. Это парадокс, но прямой зависимости между дальностью перевозок и ценой нет, здесь много других переменных: график движения судов, наличие попутных грузов, дополнительные услуги по разгрузке. Путешествия по морю часто оказываются дешевле перевозок по железной дороге внутри России. Новокузнецк находится почти в центре страны, поэтому, куда бы мы ни везли рельсы — в Москву или Находку, в страны СНГ, Европу, Азию, Африку, Америку, — логистика в любом случае стоит денег. Латинская Америка — перспективный рынок, здесь активно развиваются железнодорожные проекты. Бразильцы охотно покупают премиальные рельсы с повышенной износостойкостью, а их цена выше.
— Евраз поставляет рельсы в Латинскую Америку, Азию, на Ближний Восток, а железнодорожные колеса — в Европу и США. Это для вас совершенно разные рынки с различными запросами и правилами?
— Безусловно. У каждого рынка свои правила сертификации, и чем они сложнее, тем дольше путь на этот рынок. Так, мы уже более двух лет сертифицируем рельсы, пожалуй, для самого требовательного клиента — Немецких железных дорог. Наши рельсы уложены в путь и должны пройти определенную гарантийную наработку. В этом году мы рассчитываем получить документ, который откроет нам двери в Западную Европу. В других странах сертификация может ограничиваться визитом клиента на завод, где он проводит аудит производства и принимает партию.
С колесами — другая история. Мы получили TSI-сертификат на три конструкции для Европы и до конца года сертифицируем еще две. "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" внесен в список поставщиков, одобренных Американской ассоциацией железных дорог (AAR). Тем не менее для каждой партии колес мы получаем временные разрешения от технического комитета AAR.
— Вы публикуете расширенные данные по выбросам парниковых газов в атмосферу. Это связано с торговлей квотами на эмиссию парниковых газов?
— Вопросам изменения климата и сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу сейчас уделяется особое внимание. Евраз ежегодно проводит инвентаризацию выбросов парниковых газов предприятиями и включает данные в годовой отчет. Пока что мы единственные металлурги в России, кто это делает. С торговлей выбросами парниковых газов это никак не связано, никакой выгоды компания не имеет, так как основной объем выбросов приходится на предприятия РФ, где системы торговли выбросами или квотирования пока нет. Тем не менее сейчас происходит формирование необходимой базы, как методической, так и законодательной, для потенциального внедрения углеродного регулирования. В каком виде это будет сделано, покажет ближайшее будущее.